Яичница на «огненной» воде, пропадающей зря, – как сгорает мечта об уникальном уральском курорте
На Среднем Урале больше полувека впустую уходит лечебная вода из источника, который вдобавок выделяет газ. Туристы и охотники нашли ему свое применение – кулинарное. Местные же жители грезят о настоящем курорте, который мог бы появиться как оздоровительно-лечебный комплекс в уральской глубинке. О том, какую роль в упадке территории, где находится источник, сыграл Россель, как готовят еду на огненной воде и насколько она полезна для человека – в нашем материале.
Россель, Иван Купала и поиск инвесторов
В Алапаевском районе существует забавная история о том, как областные власти с бизнесменами делили территорию. Якобы, еще будучи губернатором, Россель прибыл с друзьями в окрестности поселка Махнево отметить праздник Ивана Купалы, порыбачить, поохотиться. Выпили, закусили, поговорили о делах, и, следуя народной традиции, стали прыгать через костер. Застолье вылилось в судьбоносное для района решение – уже утром местных чиновников облетел слух об отделении поселка как административной единицы от Алапаевского района. Бюрократическая машина заработала, вскоре провели референдум (более 50% избирателей инициативу сверху поддержали – прим. ред.). Местным жителям областные власти, навязывая разделение района, обещали новые рабочие места, жилье, детсады, районную больницу, ремонт дорог, автобусное сообщение с отдаленными деревнями. В свою очередь, коммерсанты, близкие к Росселю, по слухам, получали участки для добычи полезных ископаемых – в той местности чуть ли не урановую руду нашли. Однако после отделения в 2008 году поселку и окрестным селам легче жить не стало.
Как вспоминают старожилы, советский период оставил в наследство Махнево песчано-гравийный карьер, больше дюжины крепких колхозов, крупные промышленные предприятия по заготовке древесины. После отделения в Махневском муниципальном образовании осталось только одно сельхозпредприятие, лесоучасток закрыли, на карьере прошли сокращения. Махневский край стал жить только за счет заготовки и переработки древесины и дотаций. А полезные ископаемые так никто добывать не стал…
Сегодня, как сообщил NDNews.ru глава Махневского муниципального образования Александр Лызлов, территория пребывает в постоянном поиске инвесторов. Ставка делается, в первую очередь, на историю. Махнево, основанное еще в XVII веке как ямская станица на Бабиновском тракте – первом государевом пути из России в Сибирь через Верхотурье, – является составной частью проекта «Серебряное кольцо Урала». «Этой царской дорогой не только ямщиками перевозились казенные грузы и государева почта, но и шли декабристы в ссылку, – рассказал собеседник агентства. – Нельзя не упомянуть и про «дорогу Ермака», и про «Симеонову тропу». Также у нас по берегам реки Тагил сохранилась уникальная наскальная живопись, которой несколько тысяч лет. В общем, есть что показать. Но нет инвесторов. А деньги есть, куда вложить – это и аграрный сектор, и промышленный. Кроме того, в нашем районе имеется удивительный сероводородный источник с выходящими газами. Вода там в буквальном смысле горит. На месте этого источника можно построить оздоровительный комплекс».
«Огненная» вода, уходящая в пустоту
«Огненную» воду в Махневском районе, о которой говорит Лызлов, открыли в 1960 году. Тогда здесь велись изыскания по берегам реки Тагил, геологоразведка бурила скважины, исследовала недра. Дошли до села Болотовского (50 километров от Махнево по грунтовой дороге) и на глубине примерно 150-200 метров обнаружили воду с газом. Вода оказалась минеральной, с высокой концентрацией солей, а газ – метаном. Он стелется над поверхностью жидкости и вспыхивает от поднесенной зажженной спички. Учитывая, что у этого газа нет ни запаха, ни цвета, создается ощущение, что горит вода.
По словам махневского краеведа Владимира Кислых, изучив воду и поняв, что она обладает лечебными свойствами (подходит, согласно заключениям экспертов, для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, центральной и сердечно – сосудистой систем, а также кожи – прим. ред.), в начале 60-ых годов руководство района решило построить на месте источника водолечебницу. Успели возвести несколько зданий – лечебный корпус, для персонала, хозяйственные постройки. Но из-за ликвидации в 1963-м году Махневского района работы на этом закончились. «Мы стали относиться к Алапаевскому району, а до него около 100 километров, там свои проблемы и стало не до нас. Постепенно постройки начали разрушаться, разбираться, что-то сгорело. Сегодня о водолечебнице напоминает только маленький каменный бассейн на пустыре. Источником пользуются лишь проезжающие мимо рыбаки да охотники – берут с собой для оздоровления воду и поджигают ее, чтобы приготовить еду», – говорит он.
Съемочная группа NDNews.ru провела собственный эксперимент на источнике, опровергнув утверждение о том, что вода не горит. Зажечь факел удается одной горящей спичкой. На импровизированном очаге – трубе, на которую удобно ставить посуду – мы за короткое время приготовили яичницу. Процесс, отчасти похожий на какое-то шоу, был запечатлен на видео, которое можно посмотреть на канале агентства.
Несколько огорчает, что пользу от источника получают только местные жители (они, как говорят, даже в магазины за обычной минералкой не ходят) и немногочисленные туристы. «Здесь бы построить водолечебницу, был бы настоящий курорт! Туристов стало бы больше, может быть, асфальтированную дорогу до Верхотурья через Санкино проложили», – отмечает краевед.
К слову, тот же Эдуард Россель как-то возил к источнику заинтересованных людей, в том числе – целую шведскую делегацию. Предлагал вложиться деньгами в проект развития местности. «Но воз и ныне там, – сетует Кислых. – Минеральная вода уходит в пустоту, фонтанирует в речку. А метан просто уходит в атмосферу. А ведь можно было бы придумать применение всему этому».
Самостоятельно реализовать проект с курортом, добавляет Александр Лызлов, муниципальному образованию не по силам. «Даже если вести речь о разливе лечебно-столовых минеральных вод, которые не уступают по своим характеристикам водам из Туринска и Нижних Серег, для местного бюджета это неподъемно. У нас в принципе ситуация непростая. И инвесторы не идут. А можно было бы начать с самого простого – обустроить на месте источника крытый бассейн, и потом развивать инфраструктуру до объемов полноценного оздоровительного комплекса. Затраты, уверяю вас, могли бы окупиться быстро», – заверил глава администрации.
Судя по всему, в нынешних экономических условиях, надеждам махневцев не суждено сбыться в обозримом будущем. Подтверждение тому – серьезное урезание средств на развитие туризма. Так, на этой неделе стало известно, что свердловское правительство внесло изменения в комплексную программу развития «Самоцветное кольцо Урала» до 2018 года. В соответствии с ними, в два раза сокращен объем финансирования этого проекта – вместо 4,9 млрд рублей выделят лишь 2,3 млрд.
Напомним, в маршрут «Самоцветное кольцо Урала» входят Реж, Алапаевский район, Невьянск, Коптелово и природные парки, где можно остановиться.
urfo.org